Арабская мифология
До того как на Арабский полуостров пришел ислам, т.е. во времена Джахилии, там имелась своя мифология, из которой, например, перекочевали в новое учение джинны и ифриты. В отличие от персидского фольклора, о ней известно гораздо меньше.
Древние арабы почитали прежде всего Луну, Венеру и Солнце, а также верховное божество племени.
Для почитания богов отводилась специальная территория, которая называлась бетэль. Бетэль считался одновременно и жилищем, и воплощением божества, которому он был посвящён. Физически он представлял из себя конический или пирамидальный камень, либо скалу или дерево. Иногда вокруг такого святилища возводилось специальное здание кубической формы — кааба.
Богом-создателем также был Аллах, но он отнюдь не считался единственным богом, зато предполагалось, что между ним и джиннами есть определенное родство. У Аллаха было несколько сыновей, а также дочери Узза, Манат и Аллат, главные богини пантеона. Аллат была богиней подземного мира, Узза — богиней плодородия, а самая старшая, Манат, — богиней судьбы. Древние арабы совершали жертвоприношения, который порой включали даже детей.
Астар — божество, почитаемое в Йемене, который одновременно был богом войны, защитником, хранителем и богом плодородия.
Аарра — божество древнеарабского пантеона, бог плодородия и растительности, по некоторым оценкам, также являлся божеством света и солнца, а также богом-покровителем города Босра.
Абгал — бог бедуинов и наездников на верблюдах.
Аль-Каум — набатейский бог войны и ночи, хранитель караванов.
Вадд — бог Луны и орошения, его символом считались змеи. В святилище оазиса Думат, были собраны изваяния разных древнеарабских богов, среди них была и гигантская статуя божества Вадда в виде человека с мечом, копьём, луком и колчаном стрел.
Душара — Душара был богом-покровителем Петры, столицы Набатеи, и Мадаин-Салих, а также также богом-громовержцем и отождествлялся с Зевсом из древнегреческого пантеона. Одновременно был богом земледелия и растительности, виноградарства и виноделия и соответствовал Дионису. Согласно древнеарабскому мифу, Душара был рождён девой-камнем. Возможно, что в исламский период в Набатее Душара отождествлялся с Аллахом, но не исключено, что Аллах почитался в Набатее наряду с Душарой. Святилище Душары в Петре включает большой храм, в центре которого находится большой чёрный кубический камень, которому приносили жертвы.
Зуль-Халаса — по-видимому, считался могущественным божеством, но функции его точно не определены. Почитался арабскими племенами, обитавшими в Центральной Аравии. Культ Зуль-Халаса отправлялся в Мекке и Табале. В Табале находилось святилище Зуль-Халаса, где идолом божества служил белый камень, увенчанный высеченной на нём короной. В святилище также находилась статуя воина, вооружённого луком. Зуль-Халасу был посвящён ежегодный праздник, сопровождавшийся ярмаркой, которая некоторое время существовала и во времена ислама. Зуль-Халас не вошёл в число древнеарабских божеств, упоминаемых в Коране. При пророке Мухаммаде табальское святилище Зуль-Халаса было уничтожено, на его месте была построена мечеть, а идол божества сделан порогом мечети.
Манаф — функции не выяснены, отождествлялся с Зевсом. Значение имени «Манаф» интерпретируется как «высокий», что может характеризовать его как астральное божество. Известно, что статуя Манафа была предметом поклонения женщин.
Малик — функции точно не установлены. Малик почитался в государствах Набатея, Пальмира и Самуд как «добрый и благодетельный» бог. В более поздний период Малик отождествлялся с Малакбелом (в западносемитской мифологии — бог солнца), в мусульманской традиции Малик выступает как языческий бог — владыка царской власти, дающий и отбирающий её по своей воле.
Наср — бог-предок, покровитель и владыка оазиса Джуба. Изображения Наср выполнены в виде орла.
Нахи — бог мудрости, возможно, был также божеством луны. В пантеоне самудских арабов выступает как бог-предок и покровитель народа, владыка страны, защитник верблюдов и колодцев.
Ороталт — божество, упоминаемое Геродотом, как единственное почитающееся арабами вместе с Аллат. Аналогичен Дионису.
Руда — богиня, почитавшаяся во всей Северной и Центральной Аравии; у самудян - верховное божество (наряду с Нахи).
Сува — упоминается в Коране как божество, которому поклонялся народ пророка Нуха (Ноя).
Хубал — бог небес и луны, покровитель Мекки. Считается, что именно ему первоначально была посвящена Кааба, в центре которой раньше стоял идол Хубала.
Ягус — в древнеарабской мифологии Ягус был богом-предком, покровителем страны племён мурад и мазхидж. Эти племена воевали между собой за владение идолом, который представлял собой фигуру льва и по мнению некоторых комментаторов Корана был обожествлённым древним героем.
Яук — идол Яука изображал лошадь. Некоторые комментаторы Корана считали Яука, так же как Ягуса, обожествлённым древним героем.
Подробнее:
Википедия
Аравия в доисламский период
Согласно арабской космогонии, весь мир держится на плечах ангела, который стоит на рубиновой горе, которая находится на быке Каджуте, который стоит на огромной рыбе-Бахамуте. На чем держится рыба, история, как всегда, умалчивает.