Исповедуемый в городах культ Солнца не имеет прямого отношения к исламу. Основным божеством является благое, но легко впадающее в ярость Солнце, вторым значимым лицом является милосердная, но переменчивая Луна, а вместе они противостоят Мраку, который до сих пор не восстановил силы после своего последнего поражения и, скрывшись в глубине пустыни, вершит свои темные дела при помощи им же созданного подручного - коварного Шайтана.
Религиозные служители представлены жречеством, чьё влияние велико, но ограничивается только духовной сферой. Султан является священным лицом, ибо его род происходит от Яруба, первого пророка Солнца, поэтому жрецы зависят от султана не менее, чем султан от них. Еретические течения в настоящий момент не распространены, но в смутные времена всегда откуда ни возьмись появляются неортодоксальные пророки и новые слуги темного Шайтана. Ересью считается отрицание величия Солнца, излишне смелый спор с официальным учением, полное несоблюдение обрядов единоверцами, поклонение идолам, Шайтану и Мраку, а также, порой, открытый вызов обществу. В обоих королевствах еретиков, если их отступничество доказано, по воскресеньям вешают на главной площади.
Моление совершается каждую субботу (в Шамаре) или каждую пятницу (в Альраме): по главной городской улице проходит шествие жрецов солнца во главе с Верховным жрецом. Читая молитвы и неся над головами флаг, они собирают с горожан обязательные подношения - это может быть как еда, так и деньги или украшения. На эти еженедельные подношения и пожертвования султана и существуют храмы, где всякий раз заканчивается это шествие. Присутствие на службе обязательно. Только султан, как Озаренный Солнцем, может молиться где угодно, но по традиции делает это в уединении собственной алтарной комнаты. После передачи престола сыну отошедший от дел султан меняет дворец на храм: его роль становится чисто сакральной и, как считается, своим почти незримым присутствием и молитвами он укрепляет государство в переходное время. До конца жизни старого султана к нему приходят паломники за благословением. По сути его можно сравнить со святым.
Ограниченная роль женщины в обществе Шамара и Альрама связана с верой в то, что они, согласно легенде, не любы Солнцу. Женщины считаются дочерьми его младшей сестры Луны и напоминают ему об их ссоре.
Об этой ссоре рассказывает знаменитая легенда:
Во времена столько давние, что память людская не в силе их объять, Великое Солнце и его младшая сестра Луна вместе заседали в небесном чертоге и свет их, сливаясь, был мягок и благодатен. Но яркий брат нередко затмевал свою бледную сестру, и в сердце её закралась обида. Почему её прекрасный лик должен быть скрыт, когда без её помощи брат испепелил бы все плодотворные земли? Разве справедливо, что из-за столь яркого света никто не замечает её красоты и усердия? И вступив в сговор со Мраком, в первозданные времена заключенным братом и сестрой в темницу, она отомкнула сдерживавшие его двери в вечную ночь. Страшен был бой застигнутого врасплох Солнца, и тягостно было Луне видеть, как гибнут плоды их совместных трудов, и сомнения наполнили её сердце. Уже совсем окутала Солнце тьма, когда Луна поняла, что коварный Мрак вопреки обещаниям хочет вовсе не пленить, а убить её брата, и, устрашившись своего деяния, бросилась ему на помощь. Свет её помог разбить оковы тьмы, и вдвоем брат с сестрой могли бы легко одолеть своего темного противника, но в этот раз Мрак успел скрыться и избежал пленения. Горько раскаялась Луна в своем тщеславии, однако обида брата-Солнца была слишком сильна. Он заключил свою сестру в темницу, и в одиночестве уселся на их престол. Но гнев плохой советчик, и без смягчающего света Луны плодотворные земли стали песками, а от рек остались лишь успевшие ускользнуть под землю источники. Да и сил у Солнца без помощи Луны стало меньше и теперь ему приходилось регулярно уходить на покой, оставляя искалеченные земли без присмотра. Устыдился Солнечный бог, но не смог найти в себе сил до конца простить сестру и доверить ей снова их совместный престол. Однако он позволил Луне выйти из темницы, и с тех пор она бродит по небосклону пока её брат отдыхает от праведных дневных трудов. Хотя сестра любит своего брата, ей обидно сознавать, что он не хочет даровать ей прощение. А Мрак всё надеется склонить её на свою сторону, и порой сестра колеблется, иногда лишь в последний момент прогоняя соблазн и надеясь, что брат сменит гнев на милость. А её дочери с тех пор закрывают свои лики, чтобы не печалить Солнце.
Свадьба считается крайне важным событием в жизни человека, ибо каждый брак помогает примирить Солнце и Луну, а значит - отодвинуть пришествие Мрака.
Считается, что после смерти дочерей своих Луна забирает к себе на небо, где самые прекрасные из них становятся самыми яркими звездами. Мужчины же отправляются в свиту Солнца, следуют за ним по небу в огромном паланкине и наблюдают за потомками. А когда Солнце уходит на еженощный покой, они отправляются к звездным девам, где их ждет накрытый стол и отдых в компании ушедших на небо супруг и невинных дев. Самые достойные из мужей получают личный паланкин, огненного коня, что за миг может пересечь небо, и своих гурий количеством по заслугам.
Тех же, кто поддался на сладкие обещания Шайтана, ждет горькая участь.
Каждый раз, когда меркнет свет, далеко на юге появляются в песках Черные сады - его мрачный оазис, его безжизненное царство. Шайтан вам расскажет, что там текут реки со сладчайшей водой, что широколистные пальмы окружают их берега, что на вечнозеленых лугах всегда веет прохладой - не верьте. Что может знать Мрак о нуждах созданий Солнца? Зачем ему услаждать легковерных рабов, что сами готовы надеть его цепи? Там нет ни одной живой травинки, вода там суха как пепел, а воздух тяжел, как смола. И любая заблудшая душа быстро теряет людское подобие и присоединяется к сонму демонов, которые ночью отправляются воровать души верующих, оставленные без внимания, дабы увеличить своё число.
Именно поэтому считается, что если человек умер под вечер, он не должен оставаться без присмотра, особенно, если ночь безлунная, а в комнате нет священных предметов: медного или золотого зеркала, списка Солнечного свитка, знака Солнца, украшений с лунным камнем, желтым топазом или сапфиром.
Мертвых в Шамаре и Альраме не хоронят, а сжигают. Если же человек умер на рассвете, то это значит, что душа его сразу отлетает к Солнцу. Смерть на рассвете - хороший знак.
Что касается остальных рас, джинны также относятся священнослужителями к правоверным, однако на самом деле всё зависит от джинна. Не все ученые мужи согласны с общепринятой точкой зрения, но тем не менее, считается, что они были созданы Солнцем как помощники, но подпорчены Шайтаном, из-за чего на них и были наложены все ограничения. И по сей день привязанный джинн официально считается благим, а свободный - готовым слугой Шайтана, но любой хозяин джинна быстро поймет, что всё не так просто.
Остальным же нелюдям с давних времен приходится терпеть обвинения в пособничестве Шайтану, все они могут быть восприняты, как посланные им демоны: и ифриты (которые действительно похожи на слуг Шайтана, вот только верят лишь в себя), и гули (которых считают потомками проклятого рода, присягнувшего Шайтану), и алгулы (о которых говорят, что они продали душу в обмен на бессмертие и поиск новых душ для мрачного воинства). Впрочем, любой из них может исповедовать солнечную религию, вот только алгулам заказан путь в храм.
Внешний вид жрецов
Форма одежды жрецов: белые свободные одеяния, что-то вроде длинной туники с накидкой. Отделка зависит от ранга - у послушников просто белые, у жрецов коричнево-оранжевая, у старших жрецов желтая, у главного жреца серебро+золото, у Верховного - чисто золото.
Храмовая стража - единственные, кто может носить оружие и доспехи. Накидки белые.
Прическа - произвольная у всех, кроме Верховного. У послушников обычно более короткая, ибо неудобно работать иначе.